В конце марта мир сверяет часы не с Гринвичем, а с Базелем (Швейцария). Каждую весну в часовую Мекку совершают хадж тысячи паломников, имеющих особый интерес к часовому и ювелирному бизнесу. В Базеле представляют модные тенденции и новые технологии, демонстрируют последние новинки и заключают солидные контракты. Не случайно слоган Всемирной часовой выставки: Basel – Date the World. Отсчет нового времени теперь ведется здесь. Рассказывает ИГОРЬ ПОЛЯЦКИЙ.
Настроение перед поездкой было необычайно задиристое: мол, настоящих профессионалов на часовой мякине не проведешь. Посмотрим, что там у них новенького, поскольку, по нашему разумению, придумать что-либо эдакое для часов категории "люкс" сегодня уже практически невозможно.
Однако еще задолго до посадки моего самолета в Швейцарии стало понятно, что я ошибаюсь. Базель действительно приготовил сюрпризы, способные ошеломить даже искушенных экспертов, не то что журналиста. Еще над просторами то ли Белоруссии, то ли Польши по телевизору стали крутить такой видеофильм про новинки Patek Philippe, что рот непроизвольно открылся, а пессимизма заметно поубавилось.
Аэропорт, такси, гостиница, снова такси. Вот наконец-то и инкрустированный красным деревом и тщательно охраняемый секьюрити бастион роскоши Chopard, и уютный альпийский домик Blancpain, расположенный за ним, а также великое множество оформленных в разном стиле стендов других именитых часовых мастеров. На общем фоне гигантского выставочного комплекса привычно выделяется стеклянный павильон Patek Philippe, стилизованный под гигантскую часовую пружину. Моя первая встреча, конечно же, здесь.
Глава PR-отдела компании Жасмина Стил (Jasmina Steel) обстоятельно знакомит прессу с "горячими" новинками. Все представленное ею выглядит более чем убедительно. И, судя по всему, журналистам ведущих европейских изданий придется в своих репортажах засвидетельствовать огромный успех компании в области дизайна и новых технологий. Новинки впечатляют, особенно Sky Moon Tourbillon – герой того видеоролика, который я увидел в самолете. Пожалуй, это наиболее сложные из когда-либо созданных наручных часов категории Grand Complication. Они сочетают такие функции, как минутный репетир, "вечный" календарь с ретроградной стрелкой даты, турбийон, карту звездного неба (над Женевой), орбиту Луны и ее фазы, и являются наручным вариантом карманных часов Patek Philippe Star Caliber 2000, очень больших и тяжелых, а также очень сложных и дорогих.
Часы создавались в течение восьми лет и стали квинтэссенцией корпоративной философии компании Patek Philippe. Они не просто показывают время, но имеют 21 дополнительную функцию. В кулуарах Базеля говорили, что до 2004 года компания планирует выпустить не больше 20 экземпляров карманных часов Patek Philippe Star Caliber 2000 – пять наборов по четыре экземпляра часов, упакованных в футляры из драгоценного эбенового дерева. Четыре набора будут включать по три экземпляра часов из белого, желтого и розового золота и один из платины, а пятый будет состоять из четырех платиновых часов, украшенных различной гравировкой. Каждый из наборов уже оценивается в $7,5 млн, однако цена на платиновый набор не оглашается. Patek Philippe грозится выпускать один набор в год, и, как шутили в Базеле, при продаже уникальных часов больше одного набора в руки обещают не давать.
Более демократичной новинкой по сравнению с вышеупомянутыми часами стала новая версия часов Calatrava Travel Time. Это явное продолжение любимой темы многих часовых компаний – измерения времени в различных часовых поясах. Эти часы в традиционной для Patek Philippe форме корпуса Calatrava (варианты в желтом, розовом, белом золоте) снабжены двумя (!) часовыми стрелками. От предыдущей модели их отличают абсолютно новый, но в то же время классический дизайн и слегка увеличенные размеры. Несомненно, эти часы найдут поклонников среди людей динамичных, элегантных и преуспевающих. Дамам Patek Philippe предлагает в качестве остромодной новинки бриллианты, безупречная огранка которых подчеркивает точность и совершенство часов. Ярким тому примером стали часы Twenty-4 Haute Joaillerie, выпущенные ограниченной серией (367 бриллиантов общим весом 30,75 карата).
Breguet, к часам которой, как известно, питали слабость многие знаменитости, в этом году решила свою рекламную кампанию с учетом этого аспекта. Вновь "мобилизованы" в Англии – Уинстон Черчилль (оказывается, он любил не только сигары и розовое шелковое белье), во Франции – Оноре де Бальзак, в России – Александр Пушкин.
Сразу две новые модели Breguet – Classique и Classique Anniversary Tourbillon. Обе – типичные образцы часового неоклассицизма. Classique – это автоматические часы с индикатором запаса хода, центральной стрелкой даты, маленьким, смещенным от центра часовым циферблатом. Classique Anniversary Tourbillon Regulator – часы из ограниченной серии (200 экземпляров), посвященной 200-летию одного из самых сложных часовых изобретений, принадлежащих Breguet,–турбийону. Под открывающейся крышкой с маленьким сапфировым окошком (такая конструкция называется "охотничьи часы"), на посеребренном золотом циферблате, друг под другом расположены маленький часовой циферблат и турбийон.
На стенде компании Blancpain (в переводе с французского – "белый хлеб", которым, кстати, особенно гордится Швейцария) особенно впечатляет женская коллекция. К своему известному рекламному слогану о том, что Blancpain с 1735 года не производила кварцевых часов и не собирается производить их впредь, компания добавила и тезис о равенстве полов. Отныне Blancpain будет производить очень сложные часы для очень непростых женщин. В этом году появилась первая женская суперсложная коллекция часов – точная копия таких известных мужских моделей, как Perpetual Calendar, Tourbillon, Minute Repeater, Moon Phases, но меньших размеров. Специально для любительниц бриллиантов фирма выпустила усыпанный камнями женский хронограф Pastel Joallerie.
Ювелирная империя Chopard изначально специализировалась на производстве высокоточных часов. Сегодня ее владельцы, семья преуспевающих ювелиров Шойфеле (Scheufele), также уделяют этому направлению деятельности огромное внимание. Недаром в Италии под эгидой Chopard вскоре пройдут традиционные XIII гонки старинных гоночных автомобилей Mille Miglia, в честь которых Chopard ежегодно выпускает новую версию своего знаменитого хронографа.
Кажется, проникновение на часовой рынок известных ювелиров становится доброй традицией. Если в прошлом году своим большим и массивным Instrumento #Uno всех приятно удивил глава компании de Grisogono Фаваз Груози (Favaz Gruosi), то в этот раз самым ярким событием была часовая коллекция легендарного ювелирного дома Harry Winston. Украшения этой фирмы настолько дороги, что их обычно не покупают, а лишь берут напрокат. Но даже поносить драгоценности, как правило, дают не каждому, а лишь очень известным людям.
Президент компании Harry Winston Максимилиан Бюссер (Maximilian Busser) привлек к созданию совместной коллекции мужских часов Opus One очень продвинутого часовщика, делающего архисложные механизмы для Francois-Paul Journe. Данный проект необычен и интересен. Две специализирующиеся в разных сферах компании явно решили, объединив усилия, укрепить свои позиции на рынке. При этом на циферблате совместного продукта начертаны логотипы обеих компаний – подобного в истории ювелирно-часового бизнеса еще не было. Но в Базеле Harry Winston представила и другие, уже самостоятельные проекты. В них упор сделан не столько на часовые навороты, сколько на безупречное качество отборных камней. Эти модели искрятся крупными бриллиантами и адресованы как женщинам (часы Swing Second и The Lady Premier), так и мужчинам (The Premier Chronograph).
Компания de Grisogono в этом году, судя по новинкам, решила действовать от обратного и, опережая время, представила уже известную коллекцию часов Instrumento #Uno в обновленном виде. Часы на массивном браслете, без привычной россыпи драгоценных камней (сталь, белое золото, платина) скромно венчает черный бриллиант на заводной коронке.
"Железный" путь выбрала известнейшая ювелирная фирма Chaumet, выпустившая стальную спортивную и чрезвычайно мужественную модель хронографа Class One (существуют версии, украшенные черными бриллиантами и сапфирами), а также стальные, но при этом очень женственные часы на браслете Mihewi. Необычайно хороши и ювелирные, сплошь усыпанные бриллиантами часы Night Spirit.
"Архитекторы времени" – компания Ebel провела в своей вотчине настоящее переустройство, коснувшееся даже логотипа марки. Модельный ряд прошлогодней коллекции Beluga Manchette расширился стальными и очень элегантными часами, украшенными бриллиантами, на атласном ремешке.
Новинки от Franck Muller по традиции демонстрировали в Женеве, ибо господин Мюллер, как истинный master of complication ("магистр часовых сложностей"), по натуре индивидуалист, которого раздражают большие скопления людей. Он представил сложнейшие часы Grande Sonnerie, которые помимо полного "вечного" календаря показывают фазы Луны и способны отбивать время как куранты, а также мощный платиновый Chronograph Tourbillon.
Еще одна компания, о новинках которой невозможно не рассказать,– Bvlgari. В мире точных механизмов ее считают скорее ювелирной, чем часовой, хотя последние достижения компании очень убедительно свидетельствуют об обратном: в каждой из многочисленных ювелирных линий Bvlgari сегодня обязательно присутствуют часы. Совершенно по-новому взглянуть на часовое творчество Bvlgari заставляют настоящий профессиональный инструмент – хронограф Scuba GMT, являющийся сертифицированным хронометром (что большая редкость), а также феноменальный успех мужских и женских часов Aluminium. Кстати, этот успех, очевидно, подвигнул Bvlgari на выпуск аналогичной модели, но уже в розовом золоте. Среди наиболее запоминающегося – новая линия женских часов, циферблат которых украшают крупные цифры 9 и 3 (в белом и желтом золоте, с бриллиантами и без), а также модель Bvlgari-Bvlgari с календарем, показывающим дату, день недели и месяц.
Базельский часовой пояс
26 апреля 2001 г.
Источник: Коммерсантъ - Стиль