Отсутствие условий для привлечения инвестиций привели градообразующее предприятие к кризисной черте.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Первомайского района Минска 26 июля инициировала возбуждение дела о банкротстве ОАО “Минский часовой завод”, задолженность которого по уплате налогов превысила 8 млрд. BYR.
Вслед за этим на минувшей неделе, 24 августа, Хозяйственный суд Минска ввел в отношении предприятия до 11 ноября этого года защитный период (в ходе защитного периода с предприятия приостанавливаются взыскания).
Антикризисным управляющим предприятия назначен Александр Канаш. В защитный период он должен обеспечить сохранность имущества предприятия, возврат незаконно отчужденного имущества и его сохранность, а также подготовить заключение о финансовом состоянии завода.
Как сообщает агентство ПРАЙМ-ТАСС, в правительстве по результатам рассмотрения аналитической записки о ситуации, сложившейся на заводе, принято решение о введении “золотой акции” в этом акционерном обществе. Но документально решение пока не оформлено.
В прошлом году в аналогичной кризисной ситуации Минский горисполком на собрании акционеров предложил ввести государство в состав собственников предприятия. Однако акционеры с этим не согласились.
Пока пугали
Налоговые органы и раньше неоднократно инициировали процедуру банкротства в отношении Минского часового завода. Однако на самом деле власти пока не рассматривали этот вариант в качестве настоящего лекарства для градообразующего предприятия.
Об этом откровенно заявил в марте 2003 года на пленуме ВХС заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко. “Обращаясь с иском о признании часового завода банкротом, мы и не думали доводить дело до крайней точки. Ведь ликвидации предшествует процесс санации. Вот и хотелось вытащить директора в суд, послушать, как он намерен рассчитываться с бюджетом. Мы всегда пойдем с плательщиком на мировую и отзовем иск, если он представит в суд разумную программу погашения задолженности”, — сказал тогда В. Каменко.
Таким образом, заводу удавалось получить отсрочку в погашении долгов, приняв обязательства безукоризненно рассчитываться по текущим платежам. В этом году ситуация опять повторилась.
Обогнали конкуренты
Строительство Минского часового завода началось осенью 1954 года по проекту, разработанному ленинградским институтом “Гипроприбор” и белорусским “Белгоспроектом”. Свою производственную деятельность завод начал в 1956 году.
Специализировались минчане поначалу в основном на выпуске женских наручных часов, позже были выпущены первые 57 тыс. хронометров “Заря” из деталей, поставленных Пензенским часовым заводом (этот завод оказал Беларуси помощь и в подготовке кадров).
Уже в 1963 году минский завод выпустил 1,05 млн. штук женских наручных часов. Через год были разработаны и поступили в продажу дамские наручные хронометры на 17 рубиновых камнях “Луч-1300". Отметим, что это были самые маленькие часы из тех, которые когда-либо выпускались в бывшем СССР: размер их не превышал однокопеечной монеты.
С 1973 года предприятие приступило к поставкам часов для легковых автомобилей, постоянно совершенствуя их конструкцию. Следует отметить, что часы “Луч” пользовались популярностью на международных ярмарках и выставках. Многие из них были удостоены дипломов и медалей, в том числе на Лейпцигской и Пловдивской ярмарках.
Однако сегодня от былой славы остались лишь воспоминания. В этом несложно убедиться: достаточно взглянуть на полки магазинов и киосков, которые буквально завалены дешевой китайской и корейской продукцией.
В странах Юго-Восточной Азии часовая промышленность развивается в последние годы очень бурно. Их продукция привлекает потребителей в первую очередь ценой. Кстати, сегодня на предприятиях этих стран производят свой товар многие зарубежные фирмы, в том числе и швейцарские. Причем у них есть возможность оперативно реагировать на запросы рынка.
К примеру, китайцы быстро модифицируют модели, поскольку изготавливают свои часы методом литья в основном из алюминиевых сплавов. А вот Минский часовой завод изготавливает корпус из латуни, применяя методы штамповки, фрезеровки и точения. Ему гораздо сложнее быть гибким, ибо при производстве его часов задействована слишком громоздкая технология.
В последние годы Минский часовой завод, изначально ориентированный на огромный советский рынок, вынужден был постоянно снижать объемы производства. Причина — затоваривание. Сегодня предприятие выпускает больше продукции, чем может продать. Проектная мощность завода — около 6 млн. изделий в год, но он давно не работает с такой загрузкой.
Остались лишь воспоминания
Между тем советская часовая индустрия в свое время действительно считалась вполне передовой. Специалисты отмечают, что здесь было сосредоточено современное высокоточное оборудование, да и с технологической точки зрения производство было организовано неплохо. В 80-е годы в СССР выпускалось около 70 млн. часов в год, причем больше половины шло на экспорт. Советские часы хорошо продавались в Англии, Франции, Америке и Канаде. Советская продукция занимала огромную долю мирового часового рынка, и при этом отрасль была высокодоходной — четвертой по доходности в стране.
Но от былого величия сегодня остались лишь воспоминания. Причем, как считают многие эксперты, вряд ли часовой индустрии удастся возродиться.
На первое место среди причин падения производства в отечественной часовой промышленности эксперты ставят засилье импорта из стран Юго-Восточной Азии.
“Боюсь, что через 5-10 лет останется только гонконгская часовая промышленность. Российская к этому времени вполне может прекратить свое существование. Разумеется, тогда не станет и нас — в одиночку выжить очень сложно. Ведь мы покупаем почти все материалы и комплектующие в России. Если все останется так, как сейчас, Юго-Восточная Азия просто задавит своими бросовыми ценами”, — заявил несколько лет назад в интервью СМИ генеральный директор Минского часового завода “Луч” Богдан Гарасевич.
По его мнению, главное, что тогда требовалось сделать властям для возрождения часовой промышленности, — защитить отечественного производителя от конкуренции со стороны компаний Юго-Восточной Азии и создать условия для привлечения инвестиций в страну.
Как найти свою нишу
Очевидцы вспоминают, что при возведении в конце 80-х годов высотного инженерного корпуса часового завода “Луч” (на пересечении бульвара Толбухина и проспекта Независимости) восьмигранное 12-этажное строение увенчал здоровенный “кубик” с часами отечественного производства. В то время “свидетели вечности” обошлись городскому бюджету всего в 283 рубля.
Однако тогдашняя спешка все же напомнила о себе полгода спустя. Когда ударили первые морозы, замерзла не снятая второпях внутренняя консервация во втулках. Часы заклинило. Пришлось снимать и промывать весь механизм. Говорят, что после той профилактики часы работали безупречно.
А вот сам завод с хроническими проблемами справиться так и не смог.
Между тем, как считают эксперты, по своему потенциалу белорусское предприятие могло бы занять достойную нишу на рынке — между Китаем, с его массовым производством и огромной долей ручного труда, и Швейцарией, где на сверхдорогом оборудовании производят штучную продукцию. То есть Минский часовой завод мог бы занять определенную долю рынка не очень дорогих, но качественных часов для среднего класса.
Но для этого нужны инвестиции. Только с их помощью завод смог бы отвоевать прежние позиции на часовом рынке.
Несколько лет назад завод пытался привлечь современные японские технологии. В частности, тогда “Луч” планировал наладить производство кварцевых часов совместно с известной японской фирмой Citizen, часы которой, по статистике, являются самыми надежными из доступных марок.
Однако реализовать этот проект не удалось. Мировая компания не рискнула прийти в страну с непредсказуемым инвестиционным климатом, когда государство, не создав условий для притока инвестиций и развития частного бизнеса, требует от крупных предприятий выполнять в первую очередь социальные задачи.
Справка:
Минский часовой завод производит около 5 млн. единиц продукции в год, до 60% объема производства экспортируется. Персонал — 1,2 тыс. человек.
Автор текста: Татьяна МАНЕНOК
На часах — защитный период
29 августа 2006 г.
Источник: Белорусы и рынок