Франсуа Тибо (François Thiébaud) - президент легендарной швейцарской компании Tissot - приехал в Ригу на финал чемпионата мира по хоккею. Это его первый и пока единственный визит в Латвию.
- В мире ежегодно продается более двух миллионов часов Tissot. В чем заключается секрет успеха?
- Во-первых, благодаря большому объему продаж мы можем позволить себе зарабатывать на обороте и не делать высокие наценки. Во-вторых, Tissot входит в Swatch Group - группу компаний, которые занимаются производством часов и их компонентов, контролирующую 25% мирового рынка часов. Производственные мощности группы позволяют нам снизить себестоимость часов до уровня, не достижимого для других компаний, - при сохранении традиционно высокого качества.
Как члены Swatch Group мы покупаем качественные компоненты часов - механизмы, сапфировое стекло, особо прочную сталь и др. - с большими скидками. Механизмы, например, нам обходятся в два с половиной раза дешевле, чем не членам Swatch Group (которые тоже используют их в своих часах). Небольшие наценки и низкая себестоимость компонентов позволяют нам продавать часы класса А по цене класса В. Другими словами, продавать золото по цене серебра.
Немаловажны сам брэнд Tissot, которому больше 150 лет, и приверженность его философии - Innovators by Tradition. Разрабатывать новые решения для нас - традиция: именно Tissot выпустила первые водонепроницаемые часы, первые часы в пластиковом корпусе, первый хронограф с двумя дисплеями - аналоговым и цифровым. А наша последняя разработка - сенсорное стекло - произвела настоящую революцию в часовом бизнесе. Мы не стоим на месте, и это помогает нам удерживать первое место в мире по объему продаж в среднем ценовом сегменте.
Большое внимание мы уделяем добавочной стоимости - тому, что материально или нематериально сопровождает часы. Материально - это упаковка, подарочная книга о Tissot, которая переведена на пятнадцать языков, и др. Нематериально - приверженность традициям и в то же время постоянное развитие; активность и динамичность брэнда, что мы подчеркиваем, выступая спонсорами и официальными таймкиперами различных спортивных мероприятий - таких, как, например, чемпионат мира по хоккею 2006.
Кроме того, у нас самая большая в мире сеть распространения - около 16 000 торговых точек.
Вот из этих «кирпичиков» - цена, качество, ассоциации, дилерская сеть - и построен успех Tissot.
- Изначально компания Tissot была основана как семейный бизнес. Не перестала ли она быть таковым со вступлением в Swatch Group?
- Нет, не перестала. Потому что Swatch Group - это одна большая дружная семья, в которой двадцать одна тысяча человек. А Николас Хайек, председатель правления группы, для нас как отец.
- Остался ли кто-нибудь из семьи Тиссо в правлении компании?
- В правлении нет. Но в отделе по связям с общественностью работает Эрик Тиссо, отец которого когда-то был президентом Tissot.
- Расскажите, пожалуйста, о предпосылках создания Swatch Group и роли Tissot в ней.
- О, это довольно интересно. Уже в 1930 году две самые известные швейцарские часовые компании - Tissot и Omega - объединились и образовали Швейцарское общество часовой промышленности (S.S.I.H.), первую в мире часовую ассоциацию. Тогда было принято решение, что Tissot будет работать в среднем ценовом сегменте, а Omega - в более высоком.
В 70-80-е годы ХХ века вся часовая промышленность Швейцарии была на грани банкротства: объем продаж сократился почти в десять раз. Николас Хайек - на тот момент банковский аудитор, никак не связанный с часовым бизнесом, после глубокого анализа ситуации для выхода из кризиса предложил создать группу компаний из трех часовых ассоциаций, которые существовали в то время в Швейцарии. Главной из них была S.S.I.H.
- А что послужило причиной кризиса?
- Массовое производство японскими компаниями дешевых часов, выпуск которых в большой степени стал возможен благодаря изобретенному Seiko кварцевому механизму.
В Швейцарии никто даже не думал, что часы могут быть дешевыми. Традиционно швейцарские часы были механическими и как следствие - дорогими. Разрабатывать кварцевый механизм, который сегодня используется и в швейцарских часах, нам казалось бессмысленным.
Но японцы доказали обратное. Более того, они в корне изменили восприятие часов. В то время как в Швейцарии считалось, что часы могут быть только классическими, они доказали, что часы могут иметь разные форму и цвет, что часы могут быть частью гардероба, что их можно часто менять.
- И как на это отреагировала Swatch Group?
- Ответом Swatch Group стало создание Swatch - первой недорогой марки швейцарских часов разных формы и цвета. Несмотря на низкие цены - около 60 швейцарских франков, мы сохранили высокое качество, традиционное для швейцарских часов. Сделав швейцарские часы более демократичными, мы вывели их на новый уровень и спасли нашу часовую промышленность.
На этом первая часть интервью - о компании Tissot и развитии швейцарской часовой индустрии - подошла к концу. И «Деловой» перешел ко второй части, посвященной нашему собеседнику. Который о своей работе сказал:
«Я просто занимаюсь любимым делом с любовью!»
- Господин Тибо, для вас часы - это бизнес или страсть?
- Страсть! Однозначно и бескомпромиссно. На тысячу процентов! И вообще я не работаю, а развлекаюсь просто занимаюсь любимым делом с любовью.
- Какие часы вы носите?
- Последние десять лет - только Tissot! Не потому, что я не могу позволить себе часы других марок - при моих доходах я могу себе купить практически любые часы, а потому, что я президент компании. И своими действиями мне нужно показывать, что я лоялен компании, и подавать пример другим сотрудникам.
Если же говорить о моделях, то по рабочим дням я обычно ношу хронограф Tissot PRS 516, в котором использован механизм Valjoux, а по выходным, когда я катаюсь на мотоцикле, занимаюсь альпинизмом и увлекаюсь авиаспортом, только Tissot T-Touch, нашу новую модель с сенсорным стеклом.
- Как человек, который тридцать шесть лет работает в часовом бизнесе, вы наверняка коллекционируете часы. Не могли бы вы рассказать о своей коллекции?
- У меня действительно очень хорошая коллекция. Марки и модели часов называть не стану - не хочу рекламировать конкурентов! Но хочу сказать, что я коллекционирую не только дорогие и сложные часы, которые можно рассматривать как произведения искусства. У меня есть часы, с которыми связаны воспоминания. Есть технологические новинки и просто интересные дизайнерские решения.
- Вы помните ваши первые часы?
- Да, помню, и очень хорошо! Это были французские Lip. Сегодня этой марки больше не существует - ее купили и переименовали. Но часы были хорошие.
- Считается, что часовщики могут сказать об экономике страны больше, чем экономисты, потому что человек начинает думать о часах лишь тогда, когда он твердо стоит на ногах. Что вы как президент крупной часовой компании можете сказать об экономике Латвии?
- В том, что часы - это барометр благосостояния человека, я с вами абсолютно согласен. Что я как президент Tissot могу сказать об экономике Латвии? Только хорошее. Во-первых, последние пять лет я наблюдаю в этом регионе стабильный прирост объема продаж. Во-вторых, мои жена и дочь, которые в прошлом году объездили Прибалтику, рассказали мне, что у вас развит туризм. И, в-третьих, в этом году именно в Риге проходит чемпионат мира по хоккею. Если стране доверяют проведение спортивного мероприятия мирового уровня, то с экономикой у нее должно быть все в порядке.
- Господин Тибо, поскольку вы приехали на чемпионат мира по хоккею, в заключение беседы позвольте спросить: за какую команду вы будете болеть?
- За ту, которая победит! (Улыбается.) А если серьезно, то я болею за команды Франции и Швейцарии. Но они до финала не дошли. Поэтому буду болеть за тех, кто хорошо играет. И пусть победит справедливость!
Интервью с президентом Tissot Франсуа Тибо
23 мая 2006 г.
Источник: Час