Древнее желание человека соотнести течение собственной жизни с вечным движением небесных тел с незапамятных времен находило свое воплощение в различных средствах измерения времени.
Первым его помощником при этом было солнце, а первыми солнечными часами был гномон - вертикальный стержень на ровной площадке, служившей циферблатом.
В Средние века солнечным часам иногда придавали весьма неожиданный вид. Представьте: на площади стоит, опираясь на косу, костлявая старуха смерть, а наклоненное древко косы — оно же гномон горизонтальных часов - напоминает сметным, что время неумолимо…
В 15-16 вв. пользовались карманными солнечными часами. Когда крышку коробочки поднимали, между ней и донцем натягивался шнурок — гномон. На донце - горизонтальный циферблат, а на крышке - вертикальный. Встроенный компас позволял развернуть гномон к северу, а миниатюрный отвес - держать коробочку горизонтально. Тень гномона показывала время сразу на оба циферблата. Специальная бусинка, закрепленная на гномоне, своей тенью отмечала дату года.
Но… солнечные часы бездействуют ночью и в пасмурную погоду. Морская качка делает их бесполезными на корабле. С древних времён им в помощь сооружали водяные часы, устроенные так, чтобы время равномерно "текло" из одного сосуда в другой. Песочные часы служили медикам и морякам (на корабле такие часы назывались склянками). "Ночные стражи" в покоях европейского феодала отмеряла большая горящая свеча, а в восточной пагоде медленно курился, распространяя благовоние, шнур огненных часов. Но вот в XI в. в Европе появились башенные механические часы с одной стрелкой и с колокольным боем, приводившиеся в движение массивной гирей.
С восходом Солнца их ставили на 0 ч. Зимой на цепь вешали тяжёлую гирю, а летом лёгкую. Чем тяжелее гиря, тем быстрее, преодолевая трение колёс, шли эти заводные игрушки - часы без маятника. Сторож несколько раз в день поправлял их по солнечным часам. В XVI в. состоятельные люди обзавелись "нюрнбергскими яйцами" - маленькими часиками со множеством колёсиков; их можно было носить в кошельке. Галилео Галилей и Христиан Гюйгенс, изучив свойства маятника, приспособили его к часам и вывели механические часы на новый уровень точности. Это произошло в середине XVII в.
ЧАСЫ СТРАСБУРСКОГО СОБОРА
Часы Страсбурского собора были чудом средневековой техники. Они были установлены в 1354 г. и несколько позже соединены с колоколом, отбивавшим каждый час. На часах кроме циферблата со стрелкой размешался еще целый планетарий: врашаюшееся звёздное небо, вечный календарь, зодиак с перемещающимися по нему планетами. Но это был и механический театр. В полдень перед фигурой Богоматери с Младенцем склонялись трое волхвов, играли маленькие механические цимбалы, а петух подскакивал, кукарекал и бил крыльями. И всё же это была большая заводная игрушка. У часов не было еще точного маятникового регулирования хода, и их приходилось периодически поправлять по солнечным часам.
ЛАМПА ГАЛИЛЕЯ
Пизанский собор на родине Галилео Галилея. Здесь и по сей день показывают "лампу Галилея" - люстру, свисающую из под купола на 49-метровом подвесе. Течение воздуха в куполе, сквозняки раскачивают "лампу". Используя удары пульса как часы, молодой профессор Галилей установил, что время колебания люстры - маятника всегда постоянно и не зависит от величины её размаха (явление изохронности). А значит, заключил он, маятник с жёстким стержнем может служить отличным регулятором хода часов. Все маятниковые часы мира были "крещены" в этом соборе в 1589 г.
СЛУГИ ВРЕМЕНИ
Часы - слуги непостижимого Времени, бесконечного для человечества и конечного для человека. Послушно отсчитывая Время в разных величинах, сообразно разным инструментальным методикам, часы как прибор, как механизм, тем не менее, включены в космический ритм Бытия, а потому непосредственно улавливают движение планет в солнечных часах или опосредованно выражают его в смоделированных ритмах часов механических.Самые древние и простые часы - солнечные, хотя их устройство при сохранении главного принципа постепенно усложнялось. Около четырех тысяч лет назад появились часы водяные; а первые упоминания о механических встречаются более тысячи лет назад. Конечно, современные механические часы - иные; оформление их системы связывают с рубежом XII - ХШ вв., но точное время изобретения и имя мастера - неизвестны.
На Руси механические часы появились более пятисот лет назад, а сто лет спустя, в XVI в., уже изменился принцип хода: от гирь - к пружине, успешно заменившей движущую силу гирь и способной к преобразованию в самые малые формы, к соединению с уникальными системами механических сюрпризов (движущиеся фигурки, сложносоставленные календари с разным времяисчислением). Поэтому монументальные "Представители Времени" XV в. (настенные часы с гирями, напольные) сменяются всевозможными формами камерных типов (настольными, каминными), расцвет которых приходится на XVIII - XIX вв. Тогда же усиленно разрабатывается и тип индивидуальных часов, получивших безусловное лидерство уже в наше время.
Тайна Времени, его величавый ритм воплощены в исключительном разнообразии и пластическом богатстве именно старинных часов. Истоки неповторимой красоты уникальных и серийных экземпляров в творческом содружестве "часовщиков" (механизм) и корпусников" (корпус часов). Однако в зависимости от типа часов над корпусом мог трудиться блистательный ювелир, мастер по мебели, специалист по серебру и бронзе или скульптор мелкой и камерной пластики.
Недаром в XVIII в. "часовых дел мастера" получали художественно-техническое образование в Петербургской академии художеств (!), где были организованы специальные инструментально-часовые классы ("классы разных мастерств").
Их цель - воспитание "новой породы людей", в чем справедливо видеть воплощение идей эпохи Просвещения, радетелем каковых в России был великий Ломоносов.
Слуги Времени (часы) не поспевают за своим Владыкой. Но и остановившиеся, изработавшиеся, они хранят поразительную красоту, являя собою эпоху, в которой шла их безостановочная работа, эпоху как художественную материализацию самого Времени. Они и есть то чудо, когда все-таки остановилось мгновение, ибо оно прекрасно, как может быть прекрасен союз искусства и научно-технического прогресса. Об этом и свидетельствуют превосходные коллекции часов, хранящиеся в Петербурге (Государственный Эрмитаж) и его пригородах (музеи Петродворца, Павловска, Гатчины и других заповедных центров культуры прошлого).