Спусковой механизм или, как говорят профессиональные мастера, спуск, ход — элемент механических часов, который нужен, чтобы анкерное колесо вращалось на постоянной усредненной скорости и поворачивалось на выставленный угол только при попадании в конкретное положение. Элемент также поддерживает колебания маятника, баланса, компенсирует потери из-за трения и воздушного сопротивления. Появление этого промежуточного узла — ключевая веха в истории часового дела и техники в целом. После изобретения спуска стало возможно изобретение всех разновидностей механических часов, существующих сегодня.

 Прорыв заключается в переходе от непрерывного принципа процессов к периодически повторяющемуся. Маятник и баланс на пружинах появились в середине 17 века, послужив толчком к созданию более 300 моделей хода.

Широко распространены примерно десять из них — в частности, якорный и его улучшенная версия, механизм Грэхема (в литературе его также называют Грахем и Грагам).


Джордж Грэхэм

Часовщик Джорж Грэхем создал первый узел без отхода, а его ученик Т. Томпион усовершенствовал конструкцию, придав колесу характерную форму (см. рис. 1 а и б).


спусковые механизмы без отхода

Система, получившая название спуска Грэхема, стала одной из основных — она была надежна, а средние и крупные часы с ней — точны. Палеты анкера в нем разделены на поверхности импульса и покоя, а у колеса преимущественно 30 зубцов, боковые стороны которых подрезаны для большей плотности контакта. В дальнейшем часовые мастера усовершенствовали ход, внедрив короткоплечие и равноплечие анкеры.


Дальнейшее развитие механизма

Немецкий мастер Ф. Леонгард продолжил дело Грэхема, внеся в механизм изменения, благодаря которым он прочно закрепился в часовой практике. Импульсные поверхности уступили место вложенным стальным палетам с винтами из стали, которые можно было регулировать. Им на смену пришли рубиновые, а затем корундовые, синтетические. В 10 веке узел подвергся и другим усовершенствованиям:



штифтовой спусковой механизм

Следующим этапом развития анкерных спусков было появление штифтовой модификации. Ее изобрел французский мастер, в честь которого узел назвали механизмом Аманта. У его колеса не было зубцов — их заменяли штифты по боковой стороне венца (см. рис. 2).  Конструкция стала широко использоваться в башенных, масштабных часах с увеличенным приводным усилием (для работы в суровых климатических условиях).

В настольных моделях штифты тоже применялись, но в скорректированном виде. А. Брокот создал спусковой узел, в которых они были продольно обточены и всажены в анкерное плечо. Модель входит в категорию без отхода, но колесо движется в обратную сторону, хоть и немного. Конструкция широко применялась в настольных и настенных часах из-за надежности, но точность у нее невелика.

Очередное усовершенствование спуск Грэхема получил с установкой 30-зубцового колеса и секундного маятника в 9,84 см. В нашем географическом регионе длина отвечает односекундному полуколебанию. Модификация позволила изготавливать часы для астрономии и физических измерений. Секундная стрелка в ней устанавливалась на валу и скачкообразно отмеряла целые интервалы. Чтобы упростить конструкцию, часовые мастера придумали односторонние механизмы — для них было достаточно стандартного колеса с 30 зубцами.

Анкерный узел, точный и простой в производстве, использовался до начала 19 века. Конкуренцию ему стали составлять и другие механизмы.